На трубопроводах, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспортных, газовых или водопроводных, применяется запорная арматура – задвижка с регулирующим элементом, открыто – закрыто. Из-за транспортируемого вещества различаются и виды задвижек.
Задвижки могут применяться для мощных трубопроводов, так как имеют малое гидравлическое сопротивление. К тому же, у них простая конструкция и использовать их можно в различных условиях. Основным же минусом, считается их быстрая изнашиваемость и проблема ремонта.
Разновидности задвижек
Задвижки различаются:
- По конструкции запирающего элемента.
- По разновидности ходового узла.
- По типу привода задвижки.
- По способу присоединения к трубопроводу.
Рассмотрим наиболее распространённые виды запорных арматур – задвижек.
Клиновые
Клиновые задвижки отличаются своей конструкцией затвора, сёдла или кольца их расположены таким образом, что получается клин, угол между ними. Этот клин так же может быть различным:
- Упругий. Гибкие диски повышают плотность уплотнителей, так же у него нет проблемы пригонки самого затвора к корпусу. Это наиболее выгодный вид клина задвижки.
- Жёсткий. Он создаёт высокую герметичность крана. Его минусом может стать проблема заклинивания при перепадах температуры и ржавчине.
- С двумя дисками. Его преимущество в более простой установке, а также эксплуатации, такая задвижка исключает риск заклинивания и служит он дольше.
Это различие зависит от количества дисков или колец, находящихся внутри и образующих сам угол. И выбор их зависит от условий эксплуатации задвижки.
Параллельные
У таких задвижек уплотнительные кольца расположены параллельно друг другу. Они так же могут отличаться количеством листов затвора, с одним листом и двухдисковые. Так же есть специальные параллельные задвижки, которые предназначены для использования на трубопроводах для морской воды.
Шиберные
Отличительной особенностью таких задвижек является их строение и запорный элемент. В их конструкции есть металлическая пластина, которая может включать разрезку жидкости, протекающей в задвижке. Такие задвижки чаще всего применяются для вакуумной техники, так как на них легко изготовить любые необходимые сечения.
Так же их хорошо использовать в трубопроводах, в которых загрязняются механические элементы, например как, нефтегазовые или канализационные. Для таких трубопроводов, затворы задвижек могут быть сделаны в виде ножа.
Шланговые
Шланговые задвижки не имеют в своей конструкции ни сёдел, ни уплотнителей в затворе. Вся рабочая среда проходит через патрубок, находящийся в корпусе и изолирующий её от металлических деталей. При закрытии прохода, шпиндель пережимает шланг.
Такие задвижки, обычно, используются для трубопроводов, которые транспортируют более вязкие вещества или какие-либо агрессивные среды или жидкости, например такие как, мазут или масла.
Другие различия
Другие отличия задвижек влияют на их эксплуатационные применения, простоту использования, способы присоединения к трубопроводу и многое другое.
Запор
Различные виды задвижек могут так же отличаться запирающим элементом, он бывает:
- Вращаемый.
- Выдвижной.
В первом случае, ходовая резьба помещена в саму полость задвижки и имеет контакт с потоком, перегоняющегося вещества.
Во втором случае, например, в шиберных задвижках шпиндель двигается вверх и вниз, отчего резьба не попадает в полость задвижки.
Привод
Так же задвижки могут быть оснащены электрическим приводом или же иметь механический привод. Зачастую, задвижки с ручным приводом имеют большой диаметр, в этом случае применяется редуктор передачи, который может сделать меньше усилие на маховике.
Присоединение
Задвижки по способу присоединения к трубопроводу могут быть:
- Сварными.
- Фланцевыми.
В первом случае их приваривают прямо к трубопроводу, а во втором случае крепят к трубе с помощью фланцев. Фланцевые задвижки используют там, где нельзя использовать сварку.
Смотрите на нашем сайте: стальные задвижки, задвижки чугунные.